Костел

Предыстория | Строительство | Прошлое | Настоящее

 

Предыстория

В истории римско-католической церкви Смоленск занимает особое место. Необычное географическое расположение древнего Смоленска способствовало тому, что еще в XIII веке здесь вместе с православными храмами и приходами располагались католические.

Находясь по своему географическому положению на важных торговых путях, Смоленский край имел давние торговые отношения с Византией. С XII в. северо-западная часть Руси проявляет интерес к своим западным соседям. По ряду причин восток и юг теряют для смолян свое первоначальное значение - они входят, как и новгородцы, в свободное общение с европейскими народами, воспринимая все лучшие традиции и элементы западной культуры. Таким образом, установление теснейших торгово-экономических связей с западом способствовало проникновению на Смоленскую землю западной культуры.

Место в Смоленске, где велась торговля, (в бухте реки Чуриловки) быстро заселялось горожанами и пришлыми людьми. Во второй половине XII в. иностранные купцы построили здесь церковь во имя Святой Девы Марии. Этот храм местные жители называли "немецкой божницей", или "латинской божницей". Дальнейшая судьба этого католического храма прослеживается до конца XVI столетия. Имеется и подробное ее описание.

В 1609 г. начинается двадцатимесячная осада Смоленской крепости армией польского короля Сигизмунда III. Оборона этой мощной твердыни на пути к Москве носила поистине героический характер.

После завоевания Смоленска (1611 г.) Сигизмундом III, жизнь в городе началась складываться совершенно на новых началах. В захваченном городе основную часть населения составляло не местное население, а солдаты многонациональной наемной армии Сигизмунда, в связи с чем для укрепления города-крепости он был вынужден заселять город верными людьми, для чего путем разных льгот и привилегий привлекалось население Польши.

7 июля 1611 г. в Смоленской крепости обосновался орден иезуитов. Для них был выстроен небольшой дом, передана во владение церковь, которая трудами отцов-иезуитов впоследствии была преобразована в гораздо больший храм, более удобный и красивый. Кроме иезуитов, немного позднее в городе обосновываются доминиканцы и францисканцы. Папский документ о создании католической кафедры в Смоленске датирован 1 сентября 1636 г. Епархия не была обширной, но верующих было много.

В 1654 г. Россия выступила против Польши, имея своей целью возвратить земли, находящиеся под властью Польско-Литовского государства. Царь Алексей Михайлович при взятии городов предоставлял защитникам, сдавшимся в плен, выбор – или уйти в Польшу, или принять подданство Москвы с сохранением своих владений и привилегий.

В 1735 г. был издан Указ российского правительства о дозволении свободных богослужений по всем христианским конфессиям России.Скорее всего, появление в Смоленске католической церкви - ориентировочно между 1735 и 1748 гг. – связано с возобновлением деятельности францисканцев.

Храм Рождества Пресвятой БогородицыМесто, где был построен монастырь и храм, находилось в пределах крепостной стены. В монастыре жили более 20 монахов. Когда Смоленск был возвращен России, францисканцы уехали в Польшу. Вторично они прибыли в Смоленск в конце XVIII столетия, служили в малом католическом храме, расположенном на том самом месте, где стоит нынешняя церковь. В ходе военных действий 1812 г. он был уничтожен. В 1813 г., взамен сгоревшего, губернский архитектор проектирует новый храм. Он просуществовал до 1838 г., когда было начато строительство каменного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь была возведена за год.

Храм был выстроен не на месте деревянной церкви, на кладбище, а в северо-западном углу ансамбля Костельной Козинки. Холм, на котором он был построен, представляет собой одну большую могилу. В 1812 г., когда армия Наполеона по пути в Москву захватила Смоленск, здесь под стенами кремля погибли тысячи французов. Тела погибших сложили в одну большую могилу, которая и стала потом основанием холма, на котором по сей день стоит храм.

Церковь была возведена в стиле русского классицизма. Сохранилось точное описание ее внешнего убранства. По свидетельству польского "Иллюстрированного Еженедельника", в 1870 г. опубликовавшем фото храма и подробное его описание: "Костел богат украшениями, каждая вещь - дар прихожан. При этом чувствуется забота о порядке и симметрии - все производит хорошее впечатление".

К началу 90-х гг. XIX в. храм во имя Рождества Пресвятой Девы Марии в Смоленске вследствие увеличивающегося количества прихожан стал тесен, и возникла необходимость строительства нового, более вместительного храма.

 

 
 

© МОУ Стодолищенская СОШ, 2008 год

Hosted by uCoz