Успенский собор

История | Архитектура собора | Святыни собора

 

Архитектура собора

По композиции Смоленский Успенский собор повторяет многие древние соборы во имя Успения Божьей Матери: это крестово-купольный, кубический храм. К мощному параллелепипеду собора примыкают три слабо выступающие апсиды. Здание завершено сдвинутым к востоку пятиглавием – восточная пара глав поставлена над боковыми апсидами, западная – под серединой основного объема. Барабаны глав прорезаны окнами. Убранство барабанов – пилястры и фронтончики лучковой формы.Внешний вид собора

В декоративном убранстве отмечаются элементы древнерусского зодчества и барокко середины XVIII века. Снаружи гладь стен собора имеет трехчастное деление широкими лопатками, которые соответствуют внутреннему делению помещения. Между лопатками  в два яруса расположены окна: нижние – с арочным завершением, верхние – круглые. Наличники окон украшены элементами барочного стиля – лентами, зубчиками.

Членения стен, раскреповки и капители, большие круглые окна и проемы с фигурными наличниками усиливают характер грандиозного барочного здания.

Внутреннее пространство собора очень обширно – собор занимает площадь более 2000 кв. метров. Высота стен четверика – 29, 7 м. Четыре мощных столба несут своды и делят собор на 3 нефа.

В соборе два престола – главный престол освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, второй, придельный – во имя Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии. К главной святыне Успенского собора – иконе Одигитрии Смоленской – ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на чугунной площадке у иконы. Икона находится у правого опорного столба храма.Икона Одигитрии Смоленской

На высоте 18,65 м устроены хоры. Хоры над западной частью связаны деревянными переходами вдоль боковых стен с пространством над алтарем.

Особенностью интерьера Успенского сбора является обилие в нем деревянной скульптуры, а так же кафедры, являющей образец резного искусства. Особая гордость собора – великолепный резной деревянный иконостас. Он занимает особое место среди иконостасов русских соборов XVI – XVIII веков. Во-первых, это классический древнерусский пятиярусный иконостас, основы которого были заложены святым Андреем Рублёвым. Во-вторых, это типичный барочный иконостас XVIII века с присущими ему особенностями. В-третьих, это иконостас, выполненный украинскими мастерами, привнесшими украинские традиции.

Иконостас собораИконостас выполнен в 1730-40 годах украинскими резчиками. В трехчастной композиции антаблементы, разделяющие ярусы, изогнуты в центре, за счет чего выделена динамичная, устремленная вверх часть иконостаса. Иконы (нижнего и верхнего ярусов – с арочным завершением, среднего – овальные) разделены богато изукрашенными колонками, увитыми виноградной лозой, листьями дуба, аканта и клена, цветами подсолнуха. Иконы написаны теми же мастерами. Это – выдающееся произведение в стиле украинского барокко, поражающее грандиозностью размеров и торжественностью облика. На фоне виртуозной позолоченной резьбы эффектно выделяются иконы с ярким насыщенным цветом.

Особенно выразительна ажурная резьба царских врат, на фоне которой расположены шесть небольших овальных икон. Распятия сгруппированы по три круглые иконы, окаймленные плавно изогнутым прерывающимся карнизом. Выше – скульптурные изображения ангелов. Увенчан иконостас тремя небольшими иконами в резном обрамлении. На флангах по оси боковых врат его завершают высокие двухъярусные киоты, декорированные скульптурой. Общее великолепие дополняют киоты вокруг столбов и епископская кафедра, выполненные в 1743-46 гг.

Основные мотивы резьбы иконостаса – мотивы пышного украинского барокко, повторяются в оформлении архиерейского места справа и великолепной остроконечной сени, поставленной над престолом на резных золоченых колоннах. Роспись

Собор расписан клеевыми красками в 1740-х годах в стиле барокко. В куполе помещена композиция  «Сошествие Святого Духа»: фигуры апостолов написаны в свободных, непринужденных позах вокруг центрального изображения Святого Духа в виде голубя. Рисованные обрамления являются своеобразным дополнением к иконостасу. Сюжетные композиции занимают своды боковых нефов и верхнюю часть столбов. Склоны арок расписаны гризайлью.

КолокольняСобор имеет три портала (входа). Главный, западный портал с застекленным крыльцом, построен в 1890 году. Центральная часть западного фасада увенчана небольшим барочным фронтоном с маленькими главками. Стены завершает грузный карниз.

К северо-восточному углу храма примыкает маленькая ризница. У северо-западного угла собора в 1766-72 годах была возведена колокольня, причем нижний ярус включал в себя остатки колокольни XVII века. Постройка имеет шлемообразную кровлю, увенчанную главкой на небольшом барабане. Нижний ярус оформляют 24 колонны тосканского ордера. К восточной стене колокольни примыкает пристройка для часов. Часы изготовлены в 1795 году смоленским мастером В. Соколовым. У западного угла здания, в усыпальнице в 1983 году был устроен придел в честь Собора смоленских святых.

Позднее архитектором Н. И. Слепцовым была построена ведущая к собору парадная лестница в стиле ампир.


 

 
 

© МОУ Стодолищенская СОШ, 2008 год

Hosted by uCoz