Церковь Петра и Павла | Церковь Иоанна Богослова | Церковь Архангела Михаила |
||
Церковь Архангела Михаила Церковь Архангела Михаила (Свирская) является одним из уникальных, дошедших до нас во всей своей красе, архитектурных памятников XII века. Каменный храм в честь Архангела Михаила возведен в последней четверти XII века на высоком холме над Днепром Давидом Ростиславовичем, князем Смоленским, во время его правления в 1180-1197 годы и входил в комплекс загородного княжеского двора. Расположение придворной соборной церкви на высоком берегу речки Смядыни, вблизи ее впадения в Днепр, у места схода военных и торговых путей с Северных (Свирских) земель сделало собор известным под именем Свирской церкви. По другой гипотезе один из приделов церкви в XVI веке был посвящён святому преподобному Александру Свирскому. Строя придворный великокняжеский храм, князь Давид имел целью затмить его великолепием церкви других княжеств, а заодно и возвеличить власть князя в ущерб укладам Смоленского посада. В XII веке церковь Михаила Архангела была самым богато украшенным и изысканным храмом на севере Руси. О церкви Михаила Архангела в Ипатьевской летописи 1197 года говорится, что такой церкви «несть в полунощной стране, и всем приходящим к ней дивитися зело изрядной красоте ея, иконе златом и серебром, и жемчугом, и камениям драгим украшены». Свирская церковь находилась в самом центре княжеского подворья. Хоромы Ростиславичей располагалась в 150–200 метрах от храма. К западному углу церкви вели деревянные переходы, по которым князь и его приближенные имели возможность их княжеских палат выходить непосредственно на церковные хоры, с высоты которых открывалось все внутреннее убранство церкви. Как считают исследователи древнерусской архитектуры, церковь Михаила Архангела имела своим прототипом полоцкие храмы, однако полоцкая тема своеобразно трактована смоленскими мастерами, выработавшими свою архитектурную традицию. Постройка открывала целую серию храмов Смоленска конца XII - первой трети XIII вв. Что касается архитектуры, церковь Архангела Михаила представляет собой первый на Смоленщине храм башнеобразного типа. Здание Свирской церкви представляет собою высокую четырехгранную башню, обстроенную с трех сторон высокими пристройками (притворами). Восточная стена храма имеет только одну абсиду и сложные угловые пилястры. Ширина здания с севера на юг 28 метров, длина с востока на запад 28,6 метра, высота внутреннего помещения 35 метров, общая высота 38,5 метра. Материалом при строительстве так же, как и в более ранних смоленских храмах, послужил плиточный кирпич – плинфа. Всё здание устремлялось в высоту, благодаря тому, что барабан купола был приподнят на специальном пьедестале. Его композиция на редкость проникнута цельностью основной идеи - создания центрального сооружения-башни, составленного из ступенчатых нарастающих объёмов: апсид, притворов. Последовательность градации разных по высоте частей здания заставляла острее почувствовать его масштаб, позволяя его соотнести с размерами человека. Повторение плавных арочных и трёхлопастных линий усиливало впечатление стремительного движения вверх. Фасады храма имели трехлопастные завершения. Видимо, такими же были грани квадратного постамента главы. Во внешнем убранстве были использованы аркатурные пояски, уступчатые арочные нишки разных размеров, рельефные кресты, бровки над оконными и дверными проемами. Особую выразительность зданию придают пучковые лопатки с полуколонкой посредине. С западной стороны вертикальная динамика усилена дополнительными обломами в угловых лопатках. Этот фасад воспринимается как главный. В не меньшей степени отмечено цельностью замысла и решение внутреннего пространства церкви. Освещалась церковь посредством довольно широких оконных проемов. Можно представить себе, что благодаря необычным размерам окон барабана храм был прямо-таки наводнён льющимся сверху светом. Это обилие света и многокрасочность пышного убранства должны были создавать ощущение феерического великолепия. Над верхним полуциркульным сводом окон были устроены двухрядные полукруглые козырьки (сандрики), составленные из специально изготовленных плинф. Углы здания декорировались сближенными боковыми пилястрами, между которыми выступало ребро угла. В западной стене и западных пряслах южных и северных стен первоначально были проходы, объединявшие хоры в верхних ярусах всех трех притворов. Вход на хоры находился в северной стене западного притвора. В пряслах стен внутри основного объема устроены большие аркосоли. Стены, своды, оконные откосы (внутренние и наружные), а также киоты на фасадах имели фресковую роспись. Первоначальные полы были из поливных керамических плиток. От богатого декоративного убранства интерьера Михаило-архангельского храма сейчас почти ничего не осталось. Археологической экспедицией в 60-х годах прошлого века были обнаружены незначительные фрагменты росписи, выполненные частично в темперной, частично во фресковой технике. Любопытно то, что роспись церкви не ограничивалась только интерьером. Неожиданной находкой при исследованиях было раскрытие орнаментальной росписи на наружных откосах освобождённого от закладки оконного проёма. Это был ряд крупных цветов, вписанных в круги, выполненных в ярких тонах, что вносило дополнительный элемент праздничности во внешний облик здания. Некоторое время при храме существовал монастырь. В 1611 году храм обращен поляками в костел, но затем восстановлен для православного богослужения. В начале ХVШ в. церковь подвергалась значительной перестройке: переложены верхние части стен и своды, частично изменена декорация фасадов. Подпружные арки и барабан при этом были сохранены. Были пробиты большие 8-гранные окна в стенах притворов, а в конце ХVШ в. или в начале XIX – круглые. В 1775-85 гг. вокруг храма возвели невысокую сплошную кирпичную ограду с надвратной колокольней в северо-восточном углу. Ее ярусная композиция слагается из четверика с арочным проездом и двух восьмериков, почти равных по ширине. Завершается колокольня легким 8-гранным барабаном с луковичной главкой, декорирована пилястрами и неширокими межъярусными поясами. Над арками звона выложены бровки. Кирпичные стены колокольни побелены. История церкви Михаила Архангела тесно связана с ныне несуществующим Борисоглебским монастырём. Обитель эта была построена на месте гибели св. мученика Глеба. Князь Давид до Смоленска княжил в Вышгороде, где хранились мощи первых русских святых. Со временем он перевёз в Борисоглебский монастырь на Смядыне «ветхие раки» святых. В одной из них, по преданию, и похоронили князя Давида Ростиславовича, принявшего перед смертью монашеский постриг. В 1833 году Смоленский губернатор разрешил разбирать развалины древних монастырских построек для добычи каменного бута, необходимого при строительстве шоссе Смоленск - Москва. И при разрушении руин Борисоглебского собора была обнаружена гробница из белого известняка. Большинство ведущих смоленских исследователей-краеведов вполне обоснованно высказывали мнение о том, что в этой гробнице был захоронен князь Давид. Это мнение господствует и до сего дня. Впоследствии гробницу перенесли в храм Архангела Михаила, где она и находилась вплоть до его закрытия в первой половине XX века. О нынешней судьбе реликвии ничего неизвестно. Церковь Архангела Михаила сохранилась до наших дней. Сейчас это действующий храм. В начале 60-х годов по проекту П. Д. Барановского была проведена его реставрация. В результате были удалены наслоения XVIII–XIX веков, кровля устроена в формах XVII века – из-за неполноты данных точное восстановление форм XII в. невозможно. В 1985 году была закончена реставрация фасадов древнего храма. В основу проведенных работ был положен принцип фрагментарной реставрации с восстановлением точно документированных элементов декора XII века при сохранении поздних наслоений. Сейчас идет реставрация интерьера храма, которому, по проекту, предполагается вернуть облик интерьера XII века, сделать его вновь таким, каким радовал он глаз наших далеких предков. Смоленские мастера в конце XII века развили характерные для их времени композиционные схемы кирпичного строительства. Церковь Михаила Архангела необычна по своему общему архитектурному решению, пропорциям, формам, и это придает ей исключительное своеобразие. Её по праву называют жемчужиной древнерусского зодчества.
|
||
© МОУ Cтодолищенская СОШ, 2008 год |
||