Архитектура XII века

Церковь Петра и Павла | Церковь Иоанна Богослова | Церковь Архангела Михаила

 

Церковь Петра и Павла

Церковь Петра и Павла – самый древний из сохранившихся в Смоленске, но, несмотря на это, сохранился лучше двух других. Храм был построен на средства князя Ростислава Мстиславича (правил в Смоленске в 1125-60 гг.) при княжеской резиденции.

К сожалению, мы не только не имеем твёрдой летописной записи, датирующей эту постройку, но ничего не знаем о судьбе храма на протяжении пяти столетий (до начала XVII века). Местные историки датировали памятник 1146 годом на основании сведений Новгородской летописи о храмах, построенных в том году в Новгороде.

После 1168 года храм из княжеского стал приходским и на рубеже XII - XIII вв. приобрел наружные притворы-усыпальницы.

В 1611-1654 годах, в период польской оккупации города, католический архиепископ Лев Кревза-Ржевусский организовал у церкви Петра и Павла свою резиденцию, для чего в 30-х годах XVII века с запада от храма были выстроены примыкавшие к нему двухэтажные палаты, а сам храм был превращен в костел.

Церковь Петра и ПавлаС 1654 года церковь Петра и Павла вновь становится приходским православным храмом. В середине XVIII века храм перестроен и включен в объем примкнувшего с западной стороны храма великомученицы Варвары. В 1782 году с северной стороны к церкви примкнул придел Нила Столбенского (разобранный в 1880 году). В храме в особо устроенном киоте хранилась местно чтимая икона преподобного Нила Столбенского с частицей его святых мощей, а также древняя икона апостолов Петра и Павла.

Во время Отечественной войны 1812 года храм сильно пострадал от пожара. Пламя было таким сильным, что оплавились колокола. Храм был разграблен, но затем восстановлен на средства из казны. Во время очередного ремонта в 1812 году была разобрана древняя глава и заменена новой; по счастью под кровлей уцелели основание первоначального барабана редкой 12-гранной формы с 12 узкими окнами. В восточной части стены превосходно сохранились два первоначальных окна и часть арочного пояска в основании закомары, что вместе с другими чертами свидетельствовало о сохранении древней основы. При ремонте 1894 - 1895 годов стены всего храма снаружи были перетерты и окрашены.

После октябрьской революции здание храма было передано в ведение музея, и до 1936 года служба продолжалась только в пристроенном храме св. Варвары. Но в 1936 г. и это храм был закрыт, а здание передано под архив. В 1924 - 1928 годах в связи с предполагавшейся реставрацией были проведены исследования, но реставрация тогда не состоялась. В 1943 году во время боев за освобождение Смоленска храм сильно пострадал.

Только в 1962 - 1963 гг. к празднованию 1100-летия основания Смоленска была осуществлена реставрация храма. Руководил работами архитектор П. Д. Барановский. Во время работ был удален третий этаж палат, что позволило вернуть храму Петра и Павла первоначальный облик.

Церковь Петра и Павла – это крестово-купольная постройка с тремя полукруглыми апсидами, увенчанная шлемовидной главой с массивным 12-гранным барабаном на квадратном постаменте. Это прекрасный образец крестовокупольной одноглавой четырехстолпной постройки, и в этом она продолжает классические традиции Киевской Руси и Византии. По своим внешним формам и пропорциям храм статичен, строг и монументален. Но благодаря «гибкому», поддающемуся обработке кирпичу пластика княжеской церкви сложна и утонченна.

Внутренний вид храмаСдержанный, почти суровый внешний облик храма оживляется элементами изящного убранства: это поясок арочек, проходящий по верху стен, узор из треугольных впадин, выпуклые кресты. Наиболее наряден барабан, особенно красив на барабане пояс остроконечных шишек.

На фасадах хорошо видны отверстия от строительных лесов и участки первоначальной древней кладки. На северном и южном фасадах закомары отвечают торцам сводов, боковые закомары западного и восточного фасадов ложные. Фасады членятся лопатками, у двух средних – широкие угловые лопатки полуколонн не имеют. Апсиды оживлены широкими вертикальными тягами со слепой, также плоской, аркадой в верхней части. Широкие полуциркульные амбразуры окон обрамлены одноступенчатой нишей. Темные пятна этих проемов подчеркивают мощь здания. В центральной закомаре три окна, в боковых – по одному окну или нише. Ниже главный средний ярус окон: три в среднем членении и по одному в боковых. Очень важен большой разрыв между ярусом окон и нишей портала. Боковые окна как бы подчеркивают незначительность величины портала, усиливая впечатление грандиозности храма.

Внутреннее пространство храма перекрыто цилиндрическими сводами, на пересечении центральных рукавов свода установлен барабан, который опирается на четыре массивных столба, соединенных арками. В западной части здания были устроены  хоры – своеобразный балкон для князя и его свиты. Таким образом, князь во время богослужения стоял, буквально, над головами своих подданных.
Пол первоначально был кирпичный, но впоследствии был заменен поливными керамическими плитками. Внутри стены и своды были покрыты росписью. Об этом свидетельствуют сохранившиеся местами широкошляпочные гвозди, а также незначительные фрагменты живописи. Расписаны были и плоскости оконных амбразур. На стенах сохранились надписи ХП в.

Храм Петра и Павла как никакой другой символизирует ту культурную эклектику, какой отличается земля Смоленщины. В 1996 году в Смоленске прошли празднования 850-летия постройки храма Петра и Павла.

 

 

 
 

©МОУ Cтодолищенская СОШ, 2008 год

Hosted by uCoz