Усадьба Хмелита

История | Главный дом | Усадьба | Храмы Хмелиты | Музеи

 

Главный дом

Центром господской усадьбы, расположенной на небольшом холме и отделенной от деревни дорогой, идущей от Вязьмы на север, был большой двухэтажный дом, выстроенный в архитектурных формах русского барокко (как дворец Строгановых в Петербурге или усадьба Апраксиных-Трубецких в Москве). Сочетание белых рельефных элементов здания с голубоватым общим фоном придавало ему особую привлекательность и живописность. Строительство главного дома начато в 1753 г. при Ф. А. Грибоедове. Двухэтажный дом с четырьмя флигелями был построен неизвестным архитектором в стиле елизаветинского барокко. В огромном доме было 8 детских и 53 прочих комнаты, картинная галерея.

Парадный фасад Архитектура главного дома Хмелиты насыщена богатой пластикой стиля барокко. Кирпичные стены первоначально были оштукатурены и окрашены в синий цвет, членения побелены. Над двухэтажным прямоугольным в плане объемом возвышается мансардная кровля.

Парадный западный фасад подчеркнуто пластичен и наряден. Он оформлен тремя ризалитами (ризалит – выступающая часть здания, идущая во всю его высоту). Для плоскости фасада почти не остается места. Окна боковых ризалитов обрамлены парами трехчетвертных колонн большого ордера, поставленных на высокие общие постаменты и несущих треугольные фронтоны. Более высокий и широкий центральный ризалит декорирован трехчетвертными колоннами, поднятыми на высоту второго этажа. Средние колонны, несущие разорванный лучковый фронтон, сдвоены. Все обрамления имеют характерный барочный рисунок – с подчеркнутыми замковыми камнями, ушами и серьгами. Декор не только наложен на основную плоскость стены, но еще и прорезан в ней. Во втором этаже центрального ризалита фон закрывают высокие наличники с гребнями.Парковый фасад

Парковый фасад обработан иначе. Узкие боковые ризалиты подчеркнуты одинарными пилястрами, окна размещены реже. Пространственность фасада здесь усилена оригинальной овальной открытой лестницей, ведущей двумя широкими полукруглыми маршами с земли на балкон перед центральным участком фасада. С нее попадали прямо в большой парадный зал дома, перекрытый зеркальным сводом и украшенный декоративной росписью. Ризалит во втором этаже имеет овальные окна верхнего света, объединенные наличниками в три вертикальные группы с высокими нижними проемами.

Первый этаж в южной части здания был, видимо, хозяйственным. На второй этаж ведут две служебные лестницы у торцовых фасадов. Парадная лестница, также не очень широкая, поднимается в центре дворового фасада вокруг небольшого, почти квадратного вестибюля. Более обширный вестибюль с перспективными обрамлениями проемов прилегает к парковому фасаду.

Интерьер домаВо втором этаже комнаты вдоль основных фасадов размещены анфиладно. Если в первом этаже были повсюду своды, то во втором свод был лишь в одном небольшом помещении без окон, примыкающем к одной из гостиных со стороны дворового фасада. Остальные перекрытия второго этажа плоские, лишь над залом - зеркальный свод.

Дом отапливался многими изразцовыми печами, стены внутри были оштукатурены и окрашены, местами сохранились следы облицовки мрамором.

О богатом убранстве интерьеров дома свидетельствуют находки его реставраторов: сохранившиеся части лепных карнизов, фрагменты цветного мрамора на стенах и стенная роспись по холсту, остатки печей, облицованных поливными изразцами.

Хмелитский дом, как и парк, создавался по высоким образцам. И хотя нет никаких сведений о том, кто его строил, очевидно, что архитектор был знаком с лучшими созданиями в стиле русского барокко.Интерьер дома

Около 1836 г. главные постройки усадьбы подверглись серьёзной реконструкции – барочную декорацию фасадов господского дома стесывают и заменяют на ампирную. На главной оси парадного фасада появился сильно вынесенный четырёхколонный портик под треугольным фронтоном, здание увенчал деревянный бельведер. Кроме того, дом и юго-восточный флигель соединили при помощи протяжённой одноэтажной галереи, позднее надстроенной вторым этажом.

К счастью, дом сохранил до нашего времени свой первоначальный объем и внутреннюю планировку, он был как бы заключен в новую декоративную оболочку, отразившую стилистические особенности эпохи ампира. Первоочередные противоаварийные и консервационные работы, а также натурные исследования позИнтерьер домаволили выявить под этими позднейшими ампирными наслоениями первоклассный памятник гражданской архитектуры, относящийся к 60-м гг. XVIII века, к тому времени, когда каменное гражданское строительство за пределами Петербурга велось в ограниченных размерах, а сохранившиеся памятники исчисляются единицами.

В 1970 году усадьба была поставлена на государственную охрану как редкий памятник елизаветинского барокко. Наружная отделка дворца завершена, и дворец восстановлен таким, каким был при жизни Александра Сергеевича Грибоедова. Внутри первый этаж занят музеем писателя, во втором восстановлены интерьеры.

 

 
 

© МОУ Cтодолищенская СОШ, 2008 год

Hosted by uCoz