История | Главный дом | Усадьба | Храмы Хмелиты | Музеи |
||
Главный дом Центром господской усадьбы, расположенной на небольшом холме и отделенной от деревни дорогой, идущей от Вязьмы на север, был большой двухэтажный дом, выстроенный в архитектурных формах русского барокко (как дворец Строгановых в Петербурге или усадьба Апраксиных-Трубецких в Москве). Сочетание белых рельефных элементов здания с голубоватым общим фоном придавало ему особую привлекательность и живописность. Строительство главного дома начато в 1753 г. при Ф. А. Грибоедове. Двухэтажный дом с четырьмя флигелями был построен неизвестным архитектором в стиле елизаветинского барокко. В огромном доме было 8 детских и 53 прочих комнаты, картинная галерея.
Парадный западный фасад
подчеркнуто пластичен и наряден. Он оформлен тремя ризалитами (ризалит –
выступающая часть здания, идущая во всю его высоту). Для плоскости
фасада почти не остается места. Окна боковых ризалитов обрамлены парами
трехчетвертных колонн большого ордера, поставленных на высокие общие
постаменты и несущих треугольные фронтоны. Более высокий и широкий
центральный ризалит декорирован трехчетвертными колоннами, поднятыми на
высоту второго этажа. Средние колонны, несущие разорванный лучковый
фронтон, сдвоены. Все обрамления имеют характерный барочный рисунок – с
подчеркнутыми замковыми камнями, ушами и серьгами. Декор не только
наложен на основную плоскость стены, но еще и прорезан в ней. Во втором
этаже центрального ризалита фон закрывают высокие наличники с гребнями. Парковый фасад обработан иначе. Узкие боковые ризалиты подчеркнуты одинарными пилястрами, окна размещены реже. Пространственность фасада здесь усилена оригинальной овальной открытой лестницей, ведущей двумя широкими полукруглыми маршами с земли на балкон перед центральным участком фасада. С нее попадали прямо в большой парадный зал дома, перекрытый зеркальным сводом и украшенный декоративной росписью. Ризалит во втором этаже имеет овальные окна верхнего света, объединенные наличниками в три вертикальные группы с высокими нижними проемами. Первый этаж в южной части здания был, видимо, хозяйственным. На второй этаж ведут две служебные лестницы у торцовых фасадов. Парадная лестница, также не очень широкая, поднимается в центре дворового фасада вокруг небольшого, почти квадратного вестибюля. Более обширный вестибюль с перспективными обрамлениями проемов прилегает к парковому фасаду.
Дом отапливался многими изразцовыми печами, стены внутри были оштукатурены и окрашены, местами сохранились следы облицовки мрамором. О богатом убранстве интерьеров дома свидетельствуют находки его реставраторов: сохранившиеся части лепных карнизов, фрагменты цветного мрамора на стенах и стенная роспись по холсту, остатки печей, облицованных поливными изразцами. Хмелитский дом, как и парк, создавался по высоким
образцам. И хотя нет никаких сведений о том, кто его строил, очевидно,
что архитектор был знаком с лучшими созданиями в стиле русского барокко. Около 1836 г. главные постройки усадьбы подверглись серьёзной реконструкции – барочную декорацию фасадов господского дома стесывают и заменяют на ампирную. На главной оси парадного фасада появился сильно вынесенный четырёхколонный портик под треугольным фронтоном, здание увенчал деревянный бельведер. Кроме того, дом и юго-восточный флигель соединили при помощи протяжённой одноэтажной галереи, позднее надстроенной вторым этажом. К счастью, дом сохранил до
нашего времени свой первоначальный объем и внутреннюю планировку, он был
как бы заключен в новую декоративную оболочку, отразившую стилистические
особенности эпохи ампира. Первоочередные противоаварийные и
консервационные работы, а также натурные исследования поз В 1970 году усадьба была поставлена на
государственную охрану как редкий памятник елизаветинского барокко.
Наружная отделка дворца завершена, и дворец восстановлен таким, каким
был при жизни Александра Сергеевича Грибоедова. Внутри первый этаж занят
музеем писателя, во втором восстановлены интерьеры. |
||
© МОУ Cтодолищенская СОШ, 2008 год |
||
![]() |
![]() |