История | Главный дом | Усадьба | Храмы Хмелиты | Музеи |
||
Храмы Хмелиты На рубеже XVIII – ХIХ веков в Хмелите было три храма. У самого въезда в парадный двор располагалась каменная церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери с приделами во имя Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца с двухъярусной колокольней, построенная в 1759 г. Федором Алексеевичем Грибоедовым. Церковь возвели вблизи от господского дома, на ровном месте. Неподалеку от нее на юг находились два больших пруда, вода в которые поступала из ручья, имеющего ключи. Стены сложены из особого узкого кирпича. Кирпич изготавливался на месте строительства храма крепостными крестьянами. Вероятно, что весь храм с приделами и колокольней возвели в один строительный период. Но освящение придельных престолов произошло только в 1767 году, о чем свидетельствовали надписи на крестах престолов. В конце XVIII века за озером в одной версте от Казанской церкви была возведена Алексеевская церковь, более оригинальная и гармоничная, нежели Казанская. Ядром Алексеевской церкви была ротонда с граненой шлемовидной главой, венчавшей пологую коническую кровлю над низким аттиковым ярусом. Высокий антаблемент поддерживали полуколонны, разделявшие проемы на 12 осях. Нижние окна в барочных наличниках с фронтонами были высокими арочными, верхние – круглыми. Низкий квадратный переход соединял храм с коренастой трехъярусной колокольней под широким и высоким шпилем на четырехлотковой кровле. Барочный пластичный декор подчеркивал приземистые арки звона и большие круглые окна в среднем ярусе. Рядом стояла двухъярусная колокольня. Была при усадьбе и третья церковь – деревянная, построенная на небольшом кладбище и освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она была разобрана «за ветхостью по представлению Епархиального начальства» в 1836 году. Позже на месте Успенской церкви построили деревянную часовню, сохранявшуюся до конца 1920 годов. Единственный сохранившийся до наших дней храм Хмелиты – восстановленная в наше время церковь Казанской иконы Божьей Матери. В свое время этот храм был не только центром прихода, объединявшим до 1795 г. 32 селения, а позднее 23, но и домовой церковью Грибоедовых. Об этом свидетельствуют многочисленные дары и пожертвования членов всего семейства и то обстоятельство, что в приделе Иоанна Предтечи находилась гробница, в которой покоились владельцы усадьбы: лейб-гвардии капитан-поручик Федор Алексеевич Грибоедов, коллежский советник Алексей Федорович Грибоедов и отрок, князь Варшавский Михаил Иванович Паскевич-Эриванский. Гробницу уничтожили после закрытия храма. Казанский храм был богато украшен внутри. Над главным престолом стояла деревянная сень, поддерживаемая четырьмя столбами, украшенная резьбой и росписью. Она завершалась шатром и венчалась короной с крестом. За престолом находились на тумбах резной крест с распятием Иисуса Христа, и при нем с правой стороны Матерь Божья, а с левой стороны Иоанн Богослов. Иконостас Казанского храма был деревянным, четырехъярусным. Над верхним ярусом стояло резное изображение Иисуса Христа и двенадцати апостолов и по сторонам по три резных ангела с трубами и мечами. Над головой Спасителя два ангела поддерживали корону. Резные, вызолоченные царские врата изображали горницу. Иконостасы приделов были двухъярусные, «простой столярной работы», окрашены в красный цвет, с позолоченной резьбой в виде пальмовых ветвей только на клеймах икон. В северном – Никольском приделе, с правой стороны от иконостаса, у стены в большом киоте стояла главная святыня храма – чтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы. Она была написана на дереве и покрыта медной посеребренной ризой. В этом же приделе хранилась икона святителя Николая Чудотворца, так же почитаемая, как чудотворная. Над клиросом в южном приделе висела хранимая издревле Грибоедовыми и переданная в 1833 году из усадьбы древняя икона Божьей Матери Одигитрии в серебряной вызолоченной ризе. Перед ней висела серебряная лампада, тонкой работы. Казанская церковь – характерный для Смоленщины памятник барокко, но здесь оно выражено гораздо скромнее, нежели в облике главного дома. В 1854 проведен крупный ремонт внутри храма, а в 1872-1873 годах Казанский храм заново оштукатурили. В 1883 году вокруг него на средства церковного старосты Петра Николаевича Гагарина устроили каменную ограду с чугунными вратами и двумя калитками. В последней четверти XIX века над церковью стояли пять глав. На колокольне храма постепенно собрался комплект из пяти колоколов. Во второй половине 1930 годов Казанский храм в Хмелите закрыли и разграбили. Все иконы, богослужебные книги, утварь и колокола исчезли бесследно. С 1937 года Казанскую церковь передали под сельский клуб. В те же годы был закрыт, а затем разрушен Алексеевский храм. О том, что произошло с часовней, стоявшей на месте Успенского храма, сведений нет. В Великую Отечественную войну в 1941-1942 годах в стенах бывшего Казанского храма укрывались от артобстрелов и бомбежек женщины с детьми и старики. Колокольня храма была взорвана. К 1980-м годам, времени начала реставрационных работ, в полном объеме сохранялись только руины четверика храма. В 1982-1985 годах восстановлено завершение храма и его кровля. В трапезной части храма частично сохранились полы из метлахской плитки начала XX века. В 1989 году в Казанском храме установили деревянный резной четырехъярусный иконостас. В дальнейшем к 1992 году практически заново построены все утраченные части Казанской церкви. В январе 1992 году при ней был открыт приход и возобновлено Богослужение. В 2006 году была восстановлена колокольня. В январе 1995 года, в мае 1998 года и в июле 2002 года приход посещал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Все три хмелитские церкви, являясь архитектурными
доминантами, придавали Хмелите завершенный архитектурный и живописный
вид. |
||
© МОУ Cтодолищенская СОШ, 2008 год |
||